В некоторых классических университетах России студентов-аналитиков готовят для работы в относительно узких областях приложения знаний, например по анализу и контролю пищевых продуктов (Краснодар, Ростов-на-Дону) или профилируют по определенному методу анализа (по хроматографии в Самаре, по рентгеновскому анализу - во всяком случае прежде - в Иркутске). Если профилизация по методам особых возражений не вызывает (в случае, когда она ведется не в ущерб общей широкой подготовке аналитиков), то значительная ориентация на ту или иную сферу практического использования анализа представляется спорной. Прежде всего это связано с тем, что в нашей стране, в отличие от большинства других, сложилась система отраслевых вузов, которые и призваны готовить специалистов для различных сфер экономики, медицины, обороны, криминалистики и т.д., в том числе и для контроля в соответствующей области. Вопрос о подготовке аналитиков отраслевыми специализированными вузами поставлен давно и частично решался. Аналитиков-инженеров готовят в Екатеринбурге, Петербурге, Москве и некоторых других городах. Однако эта задача решена, действительно, только частично; многие отрасли и до сих пор не обеспечиваются специалистами по анализу и контролю, профессионально знакомыми и с соответствующим "производством", т.е. выпускниками профилированных вузов, получившими более глубокую подготовку по анализу и контролю.
В связи с этим можно понять стремление отдельных университетов решить проблему будущего использования своих выпускников в сфере, где эффективный контроль особенно необходим, и в больших масштабах. Однако правильно ли это? Что лучше - профилировать университетских выпускников, что объективно ведет к сужению их подготовки, или продолжать бороться за выпуск аналитиков (специалистов по контролю, сертификации) отраслевыми вузами?
Вероятно, второй путь правильнее. Университет на то и университет, чтобы готовить специалистов широкого профиля. Узкая специализация разрушает саму концепцию университетского образования - во всяком случае ту, что сложилась в нашей стране. (Не будем здесь касаться решения называть университетами узкопрофильные вузы: подчас такие названия вызывают только улыбку.)
Вот Кубанский (классический) университет ввел специализацию (кажется, даже специальность) "Стандартизация и сертификация пищевой продукции". Но ведь это как раз то, что должно быть в учебных планах вузов пищевого профиля, кстати, весьма многочисленных. В Ростовском-на-Дону университете - профилизация по "анализу качества" пищевых продуктов и фармпрепаратов. Но в том же регионе есть Пятигорская фармацевтическая академия, где давно готовят специалистов по анализу лекарственных веществ. Похоже, что, решая сиюминутные задачи, указанные университеты уходят от стратегических направлений университетского образования.